Смальта

Попросту говоря, смальта – это окрашенное стекло разных степеней прозрачности. Осколок смальты похож на осколок смолы естественного происхождения (битум, канифоль, копал). Внешнее сходство послужило основой единения названий: в романо-германских языках корень smalt указывает на высокотемпературное происхождение материала.
Немецкий глагол schmelzen означает «плавить». Итальянское smalto значит «эмаль» — наплавленное минеральное покрытие. Даже русское «смак» (изысканный вкус) и украинское «смаженина» (жаркое) этимологически родственны «смальте»!

История смальты

Первые опыты приготовления смальты неотделимы от попыток варки прозрачного стекла. Сварить бесцветное прозрачное стекло три тысячи лет назад было неизмеримо сложнее, нежели сплавить песок, золу и растертые в порошок окислы металлов. Однако говорить об эстетических достоинствах первого цветного стекла невозможно: бурое, грязно-зеленое с серым, в лучшем случае черное, оно нисколько не напоминает древнеримскую смальту дохристианских времен.
Первая смальта нечасто выходила удачной, и римские мастера-мозаичники перемежали цветное стекло (в основном коричневое и желто-коричневое) осколками натурального камня. Куда больших успехов добились ремесленники Византии. В их распоряжение попали секреты стекловаров Ассирии и Вавилона, владевших искусством изготовления синего кобальтового стекла.
Изобрели византийцы и золотой триплекс: трехслойную смальту, в которой толстая основа спекается с золотой фольгой и тонким покровным стеклом. В зависимости от толщины фольги и пробы золотого сплава меняется цвет готовой смальты: червонное золото, раскованное до прозрачности, просвечивает зеленым. Легирование золота медью и серебром дает нежный розовый оттенок.
Византийская смальта многоцветна и насчитывает более сотни оттенков мозаичного стекла.

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Производство продукции

Технология

Технология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.

Сами по себе смальтоваренные печи несложны, поскольку температура процесса относительно невысока – 1000–1200 С, и, главное, не требуется особой точности в соблюдении температурного режима. А это означает отсутствие дорогостоящей аппаратуры по регулировке температуры и давления.

  • Исходное сырье заливают в емкости – отдельно для каждого оттенка и устанавливают в печь. Варка, как правило, занимает около 3–4 часов.
  • Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают специальными металлическими валиками.
  • Полученные неправильной формы «лепешки» распиливают на бруски, «блоки» или «блины».

Технология действительно примитивна, но, кроме того, небольшой объем выпускаемой продукции не позволяет автоматизировать процесс.

Варка

Варка смальты – процесс почти такой же творческий, как и изготовление мозаики из нее.

  • Во-первых, рецепты цвета и дополнительных эффектов считаются секретом производства.
  • Во-вторых, при самом точном соблюдении технологии нет гарантии получения ровно такого же оттенка. К тому же имеет значение и последующая термическая обработка материала. Так, например, медь, добавленная в стекло, никак не окраску и прозрачность не влияет.

Но если изделие нагреть до температуры близкой к плавлению, начинает появляться розоватый оттенок. При дальнейшем нагреве цвет будущей смальты переходит в ярко-красный, а затем в коричневый. На последней стадии становятся видны вкрапления меди, и материал частично становится мутным. Этот эффект широко используют при изготовлении искусственных авантюринов, но чаще добавляют в сырье не медь, а хром.

Такое положение вещей делает очень соблазнительной идею изготовления, самостоятельной варки смальты для мозаики в домашних условиях своими руками. Известно, что многие художники-мозаичисты самостоятельно готовят для себя материал. Однако такое умение вырабатывается лишь годами опытов со стекловарной печью.

Несколько иначе выглядит процесс изготовления золотой смальты. В этом случае сначала выдувают стеклянные листы толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки по 100–200 кв. см.

На каждой плитке размещают фрагмент золотой фольги и устанавливают заготовки в специальную печь, где температуру повышают до размягчения, но не плавления стекла. Затем на каждую пластинку выливают жидкое стекло в таком объеме, чтобы при застывании оно образовало слой не толще 1 см. Потом плитку запрессовывают и отжигают.

О том, где купить смальту для мозаики и в какую стоимость, читайте ниже.

Ломоносовская смальта

Падение Византии сделало производство смальты достоянием мелких ремесленных кланов. Стекловары Венеции поспешили засекретить технологии варки красиво окрашенного материала. Жесткая конкуренция со стороны живописцев отобрала заказы у европейских мозаичников эпохи Ренессанса.

Правда, богемский мастер Кристофер Шурер, работавший во второй половине XVI века, сумел возродить полузабытое искусство. Заново изобретая технологии сплавления стеклянной шихты с пигментами, Шурер создавал прозрачные витражные и поделочные стекла. Смальта в мастерской Шурера была побочным продуктом производства.
Михайло Васильевич Ломоносов, в ту пору уже профессор химии, но еще не попечитель Московского университета, в 1748-м году решил занять себя изготовлением смальты. Проводя по нескольку опытов всякий день, Ломоносов за три года сумел получить образцы цветного стекла самого высокого качества.
Вскоре им была построена фабрика декоративного стекла. Именно ломоносовская смальта положила начало современному разнообразию качественного мозаичного материала.

Смальта: разновидности и назначение

Серийно выпускаемая смальта сегодня насчитывает не менее трехсот цветов и оттенков. Многие художники, тем не менее, испытывают неудовлетворение выбором и варят смальту сами. Таким образом, точный подсчет количества типов, видов, подвидов и разновидностей смальты не представляется возможным.
Принято различать четыре основных типа смальты. При помощи термостойких красителей изготавливаются прозрачные и непрозрачные цветные стекла. Комбинация стойких к высокой температуре минеральных пигментов и красителей, меняющих свои характеристики в стеклянном расплаве, готовится неоднородно окрашенная смальта.
Как и в древности, высоким спросом пользуется триплексная смальта из двух разнородных стекол и цветной фольги между ними.
Оптические свойства современной смальты чрезвычайно интересны. Явление поликристаллизации стекла и использование люминесцентных красителей создает эффект внутреннего свечения искусственного камня. Сочетание прозрачных и полупрозрачных участков, введение в стекло металлической зерни, фактурная обработка поверхности делает смальту материалом высочайшей художественной выразительности.

Свойства смальты

Главное свойство смальты – долговечность мозаичных покрытий и постоянная свежесть окраски. В отличие от фресок, росписей и цветных полимеров, смальта не выгорает! Мозаики, созданные художниками миновавших тысячелетий, выглядят как новые – несмотря на десятки веков возраста и пережитые катаклизмы.
Поверхности, украшенные смальтой, не требуют реставраций, специального ухода и защиты. Никакие погодные и климатические экстремумы не способны испортить смальту. Высокая влажность, периодические морозы, чад факельных светильников никак не сказались на состоянии смальты, украшающей внутреннее убранство христианских соборов, общественных зданий, бань.
Выпускается смальта в виде округлых пластин («блинов»), либо в виде толстых прямоугольных плиток (брусков), требующих раскалывания перед использованием. Как и в прежние времена, смальта применяется для декорирования помещений и предметов, для создания картин и орнаментальных украшений.

Что такое смальта

Смальта – искусственное прозрачное или непрозрачное цветное стекло, изготавливаемое по специальной технологии. Довольно долго под этим названием подразумевали только ярко-синюю эмаль или стекло такого же цвета, но сейчас название распространилось на все виды материала.

В качестве отделки смальта известна со времен Древнего Рима. Материал, сохраняющий цвет и блеск на протяжении столетий превосходно подходил для увековечивания побед царей или божественных историй. В домашних условиях ее применяют намного реже, поскольку материал это сложный для ручной работы, требующий и внимания, и опыта, и немалого терпения.

В отличие от обычной стеклянной плитки смальту используют в виде осколков. Производится она в виде блоков, которые необходимо раскалывать или распиливать, чтобы получить маленькие цветные элементы. Понятно, что не каждый может совладать с таким материалом.

  • Российские изготовители чаще всего предлагают модули в виде «блинов» и «блоков».
    • «Блин» – одноцветный овал толщиной в 5–9 мм и размерами в 20–30 см на 40–60 см. Такой «блин» раскалывают: модуль устанавливают в ребро, прижимают долотом и ударяют молотком.
    • «Блок» – отличается не только формой и размерами. Это прямоугольный или квадратный слой толщиной в от 7 до 30 мм и размерами от 15*15 до 25*25 см. Кроме этого, блок часто изготавливают из смальты разных оттенков, в результате чего в массе изделия образуются изумительные цветовые переходы полутонов, оттенков, градиентов. «Блок» чаще всего распиливают, а не раскалывают, а мозаику составляют так, чтобы учесть тонкие переливы цвета между элементами одного массива.
  • Итальянская смальта продается в виде кубиков размерами до 4–5 см и толщиной в 1–2 см. Кубик раскалывается намного проще, но и стоимость итальянской продукции намного выше.

При расколе, да и при распиле получают элементы с разной поверхностью – матовой, гладкой, с неровным сколом, ровным распилом и так далее. В зависимости от задумки используются любые поверхности тессера – кусочка мозаики, здесь все зависит от воображения или видения художника. Поэтому выкладка панно из смальты, это, прежде всего творческая работа и требует хорошего ощущения цвета.

Работать со смальтой необходимо аккуратно – это стекло, а, значит, у его осколков острые края.

На стадии раскалывания «блинов» или «блоков» необходимо надевать перчатки, защитные очки и обращать внимание на траекторию отлета кусочков, чтобы не потерять часть материала. Сама технология монтажа мозаики из смальты также предполагает использование перчаток.

Мозаика из смальты (фото)

Стоимость и условия покупки. Акции и скидки.

Доставка по Москве: 1500 р.
Доставляем оперативно! Возможна экспресс-доставка за 3 часа!

Доставка за МКАД: 1500 р. + 40 р. за км.
Обратите внимание: разгрузка и подъем на этаж не включены в стоимость доставки и расчитываются по следующему тарифу: разгрузка и подъем при наличии лифта — 2 руб. за кг, без наличия лифта — этот тариф умножается на этаж.

Доставка по всей России — информация представлена .

Скидки и акции действуют при заказе от 10.000 р.

КЭШБЭК от 10% до 15%! Вернем на карту или наличными!

Дизайн-проект при покупке плитки делается бесплатно!
Если скидки и акции на приобретаемый товар более 10%, то дизайн-проект делается платно, стоимость услуги — 1500 руб.

Производим резку плитки и керамогранита на нашем складе при магазине! Выполняем заказ день-в-день, вы можете купить и порезать плитку сразу — выгодно и удобно!

На продукцию без скидок и акций делаются подарки на сумму от 3% до 20% от стоимости покупки
(доставка, подъем на этаж, клей и затирки для плитки, теплый пол, люки и другие подарки).
(не распространяется на продукцию брендов: Laparet, Kerama Marazzi)
от 10.000 — подарки на сумму 3% от стоимости заказа
от 20.000 — подарки на сумму 10% от стоимости заказа
от 70.000 — подарки на сумму 15% от стоимости заказа

Если заказ менее 10.000 р. то он выполняется по предоплате, частичной или полной (Сбербанк-онлайн или наличный расчет)

Минимальный заказ — от одной упаковки (уточняйте у менеджера)